Меры по контролю за оборотом строительного мусора будут ужесточены

С целью решения проблем с нелегальными свалками в столице решили усилить контроль за оборотом строительных отходов. По мнению аналитиков, такое решение может послужить причиной роста стоимости услуг по утилизации, а также цен на квартиры.

Как Москва будет контролировать строительные отходы?

Сейчас за незаконную перевозку, а также размещение строительных отходов без соответствующего разрешения или в неположенном месте предусмотрены штрафы всего лишь в пределах 200 тыс. руб. для юрлиц, (согласно административному кодексу). В предложениях мэрии нет новых штрафов, но полигоны и перевозчики таких отходов должны получать разрешения на обращение с ними, а в случае нарушений будут лишаться этого права.

В документе предлагается несколько вариантов контроля за оборотом строительного мусора.

Строительные подрядчики и компании, которые вывозят мусор, а также комплексы переработки строительных отходов должны будут за свой счет установить оборудование для такого контроля.
Кроме того, перевозчики строительных отходов должны будут поставить на транспортные средства датчики на базе ГЛОНАСС или GPS. Срок автоматизации процессов контроля за обращениями с отходами — 2020 год. В документе также вводится приоритет переработки над захоронением строительного мусора.

Президент Ассоциации по обращению с промышленными отходами Марат Галиев дал свой комментарий: «Недобросовестные участники рынка берут в аренду земельные участки, оформляют как полигон на основании лицензий на обращение с отходами строительства, но не организуют там переработку, а просто сваливают мусор. После введения властями Москвы новых правил такие полигоны должны будут прекратить свое существование или модернизироваться, проводя процесс переработки и хранение отходов по всем правилам экологического законодательства».

Общий объем строительных отходов в Москве

За прошедший год в столице было образовано примерно 8 млн т отходов строительства и сноса IV—V классам опасности. Это сопоставимо с общим объемом твердых коммунальных отходов. Но если в рамках регулирования оборота ТКО осуществляется «мусорная» реформа, то оборот строительного мусора до сих пор никак не отрегулирован.

Претенденты на работу с отходами

В декабре 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов написал письмо занимавшему тогда пост вице-премьера Алексею Гордееву с просьбой предоставить госкорпорации статус оператора по обращению с промышленными отходами, к которым относится и строительный мусор. Однако против этой идеи выступил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, предупредивший о риске монополизации рынка, что ударит по предприятиям малого и среднего бизнеса, которые сейчас преимущественно занимаются вывозом таких отходов.

По данным мэрии, сейчас 70% общего объема строительных отходов образуется от строительства объектов за счет средств бюджета Москвы и реализации программы реновации, а оставшиеся 30% — от реализации коммерческих проектов.

Как это отразится на стоимости жилья?

Стоимость вывоза строительного мусора для московских застройщиков составляет не более 1,2 тыс. руб. в себестоимости строительства 1 кв. м жилой недвижимости. По данным PwС, средняя себестоимость строительства жилья по итогам первого полугодия 2019-го равнялась 79,6 тыс. руб. за 1 кв. м; таким образом, затраты на вывоз мусора могут составлять около 1,5% от этого значения. Сейчас в себестоимости строительства одной квартиры они составляют не более 1%, уточняет директор департамента девелопмента группы компаний «А101» Олег Гурьев.